КАТЕГОРИИ

Литература, Лингвистика

Компьютеры и периферийные устройства

Философия

Менеджмент (Теория управления и организации)

Бухгалтерский учет

География, Экономическая география

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Технология

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Психология, Общение, Человек

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Культурология

Военное дело

Транспорт

Охрана природы, Экология, Природопользование

Музыка

Программное обеспечение

История

Уголовный процесс

Математика

Маркетинг, товароведение, реклама

Геология

Финансовое право

Политология, Политистория

Биология

Сельское хозяйство

Медицина

Химия

Криминалистика и криминология

Техника

Трудовое право

Социология

Теория систем управления

Физика

Искусство, Культура, Литература

Космонавтика

Физкультура и Спорт

Историческая личность

История отечественного государства и права

Искусство

Астрономия

Гражданское право

Здоровье

Радиоэлектроника

Военная кафедра

Право

Уголовное право

Уголовное и уголовно-исполнительное право

История экономических учений

Педагогика

Программирование, Базы данных

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Правоохранительные органы

Религия

Налоговое право

Разное

Прокурорский надзор

Нотариат

Международное частное право

Компьютеры, Программирование

Биржевое дело

Банковское дело и кредитование

Архитектура

Ветеринария

Компьютерные сети

Юридическая психология

Колеса турбодетандеров

Колеса турбодетандеров

Студента 231 гр.

Тарасенко Е.А. Одесса 1997 г.

Колеса турбодетандеров.

Вращающееся рабочее колесо является очень ответственной частью турбодетандера. Оно должно обладать высокими аэродинамическими качествами и необходимой прочностью как в нормальных температурных условиях, так и в условиях низких температур.

Конструкция реактивного колеса с длинными лопатками в бол ь шой мере зависит от числа лопаток.

Первые конструкции кол ес делались с большим (порядка 80) числом лопаток.

Однако констру к тивно и технологически колеса с большим числом лопаток получаютс я с равнительно сложными, так как их приходится делать наборными, со вставными лопаткам и , изготовляемыми из тонких пластинок.

Колеса с малым числом относительно толстых лопаток могут б ы ть цельнофрезерованными , более прочными и легкими, что позволя е т значительно увеличить допустимую окружную скорость, т. е. полу чить больший теплоперепад в одной ступени.

Поэтому в последних конструкциях турбодетандеров применяются цельнофрезерованные колеса с небольшим числом лопаток. Опыт показал, что колеса с 1 7 -20 лопатками являются вполне удовлетворительными как с газодинамической, так и конструктивной точки зрения.

Окружные скорости рабочих колес реактивных турбодетандеров находятся в пределах 150-400 м/с.

Поэтому колеса должны обладать высок и ми газодинамическими качествами, достаточной механической прочностью при нормальных и низких температурах и малым весом. Первые отечественные реактивные турбодетандеры, разработанные под р у ководством акад. П. Л. Капицы, имели рабочие колеса с двусторонним выходом газа (рис. 1). Колесо состоит из стрелки, в прорези которой вставляются лопатки, изготовленные из листовой стали. В средней части лопаток имеются заплечики, входящие в кольцевые пазы покрывных дисков, а в верхней части - выступы, которые расклепываются в прорезях покрывных дисков. Для предотвращения смещения и вибрации лопаток заплечики вводятся в кольцо с прорезями. Число лопаток в колесах такой конструкции было значительным - 36 длинных и 36 коротких.

Стрелка и покрывные диски изготовлялись из поковок нержавеющей стали, а лопатки из листового проката этой же стали. Рис. 1, Рабочее колесо реактивного турбодетандера с двухсторо н ним выходом газа: 1 - стр е лка; 2 - покрывные диск и ; 3 - ло п атки; 4 – кольцо Ввиду того, что подобные колеса имеют значительный вес, располагаются в средней части ротора и удалены от опор, критическое число оборотов ротора обычно бывает ниже рабочего числа оборотов, т. е. вал по лучается «гибким» . Для предотвращения значительных колебаний и больших прогибов вала при переходе через критическое число оборотов одну опору снабжают демпфирующим устройством. В современных турбодетандерах обычно применяются закры тые и полуоткрытые рабочие колеса с односторонним выходом газа, расположенные на консоли вала.

Закрытое рабочее колесо с односторонним выходом газа (рис. 2) состоит из покрывного и лопаточного дисков, соединяемых заклепками.

Лопаточный диск может изготовляться фрезерованием, штамповкой или методом точного литья по выплавляемым моделям.

Однако, ввиду того, что количество выпускаемых однотипных рабочих колес сравнительно невелико, обычно лопаточные диски выполняются фрезерованием. Оба диска изготовляются из поковок алюминиевого сплава марки А К 6 . Заклепки, соединяющие диски рабочего колеса, изготовляются из алюминиевого сплава марки В65. Рис. 2. Закрытое рабочее колесо реактивного турбодетандера с односторон н им выходом газа: 1 - лопаточно й диск; 2 - покрывной диск: 3 - заклепка; 4 - гребни лабиринтных уплотнени и Число лопаток рабочих колес подобного типа обычно равно 17—21. Толщина лопатки делается на 1—1,5 мм больше диаметра заклепки и находится в пределах от 8 мм для больших колес до 2,5 мм для малых. Для уме н ьшения действующих на рабочее колесо осевых сил на лопаточном диске делается разгрузочный бурт, на котором располагаются лабиринтные уплотнения, а кольцевая полость межд у лабиринтами разгрузочного бурта и лабиринтами вала соединяется отверстиями с выходной воронкой колеса. Для уменьшения утечек газа лабиринтные уплотнения на ступице покрывного диска и на разгрузочном бурте могут выполняться ступенчатыми.

Гребни лабиринтных уплотнений изготовляются из латунной или никелевой фасонной ленты и зачеканиваются в пазы дисков рабочего колеса медной проволокой.

Окончательная механическая обработка рабочих колес и зачеканка лабиринтных гребней производятся после клепки.

Рабочие колеса с односторонним выходом газа, располагаемые на консоли вала, соединяются с валом на конической посадке с конусностью 1 : 10. Для передачи крутящего момента служат две призматические шпонки.

Колесо крепится к валу болтом, головка которого образует внутренние стенки выходного канала воронки рабочего колеса.

Применене конической посадки позволяет производить многократные разборку и сборку ротора без нарушения характера посадки.

Рабочие колеса малых турбодетандеров (диаметром d 1 100 мм) выполняются большей частью в виде полуоткрытых колес радиально-осевого типа с углом установки лопаток на входе, равным 90° (рис. 3). Подобные рабочие колеса обладают большой механической прочностью, так как лопатки и спытывают только растягивающие нагрузки; изготовленные из алюминиевого сплава АК6, они могут надежно работать при окружной скорост и до 500 м/с.

Толщина лопаток у основания обычно равна 1-1,5 мм, а количество их на диаметре определяется минимальным диаметром фрезы. В настоящее время в отечественных турбодетандерах нашли широкое применение радиально-осевые рабочие колеса закрытого типа (рис. 4). Рис. 4. Закрытое рабочее колесо реактивного турбодетандера радиально-осевого типа: 1 - ло п аточны й диск; 2 - крыльчатка ; 3 - покрывной д и ск; 4 - заклепк и ; 5 - г р еб е нь лабиринтного уплотн е ния. В эксплуатации еще находятся турбодетандеры активного типа.