Политология в схемах и таблицахПособие, на наш взгляд, может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, студентам - в самостоятельной работе над осмыслением политологических вопросов, при подготовке к семинарским занятиям и экзамену по политологии. При подготовке пособия использованы труды, учебники, учебные пособия украинских, российских и белорусских ученых, политологов, а также словари - Политология.
Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во коммерч. ун-та, 1993; Политология.
Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. Ред.
Борцов Ю.С., науч. Ред.
Коротец И.Д. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1997. СОДЕРЖАНИЕ . Таблица Стр. № Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина . 1-5 3 Тема 2. Политика и её роль в жизни общества . 6-12 8 Тема 3. Теория демократии и историческая практика . 13-19 15 Тема 4. Основы теории власти. 20-24 22 Тема 5. Политическая система общества . 25-27 27 Тема 6. Государство в политической системе общества . 28-34 30 Тема 7. Политические партии . 35-38 37 Тема 8. Политические режимы . 39-43 43 Тема 9. Личность и политика.
Политическое лидерство . 44-51 47 Тема 10. Политическое сознание . 52-56 55 Тема 11. Политическая культура . 57-61 60 Тема 12. Политический процесс . 62-66 65 Тема 13. Политические конфликты . 67-71 70 Тема 14. Политические идеологии . 72-78 75 Тема 15. Политическое прогнозирование . 79-81 82 Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА . Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
Таблица № 1 | ПОЛИТОЛОГИЯ | | | | Теоретическая полито- | | Прикладная политология - | логия - решает научные | | изучает проблемы,связанные : | проблемы, связанные: | | | | | а) с преобразованием поли- | а) с формированием фунда- | | тической действительности, | ментального знания о поли | | анализом путей и средств | тической сфере и жизни; | | воздействия на политиче- | | | ские процессы; | б) с объяснением процессов | | | политического развития; | | б) с изучением общественно- | | | го мнения, особенностей по- | в) с разработкоц концеп- | | литической ориентации и по- | туального аппарата полито- | | литического поведения раз- | логии, методологии и мето- | | личных социальных групп . | дов политических исследо- | | | ваний . | | | | | | | | | | | | | | | Таблица № 2 | ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ | ПОЛИТОЛОГИЕЙ . | | Категории других | | | социально-экономических | | Собственные категории | и гуманитарных наук | | | | | | | | | | Общество | | | Политика | | | | | | | Свобода | | | Политическая власть | | | | | | | Власть | | | Политические отношения | | | | | | | Государство | | | Политическая сфера | | | | | | | Правовое государство | | | Политическая система | | | | | | | Общественное мнение | | | Политический режим | | | | | | | Гражданское общество | | | Политические интересы | | | | | | | Большие и малые социальные | | | Политическая партия | | группы | | | | | | | | Политическая культура | | Общественное мнение | | | | | | | | Политическое сознание | | Демократия | | | | | | | | Политическая идеология | | Диктатура | | | | | | | | Политический плюрализм | | Идеология | | | | | | | | Политический конфликт | | Культура | | | | | | | | Политическая стабильность | | Оппозиция | | | | | | | | Политическая деятельность | | Плюрализм | | | | и другие и другие Таблица № 3 ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ Познавательная функция | | Инструменталистская | призвана познавать полити- | | функция призвана исполь- | ческую реальность и давать | | зовать научные выводы в | знания о природе и источ- | | политической практике, | никах властных отношений, | | государственном управле- | способах их рациональной | | нии, партийной стратегии и | организации | | тактике, в процессах при- | | | нятия решений и техноло- | | | гиях их реализации | Воспитательносоциали- | | Диагностическая функ- | зационная - призвана | | ция призвана определять | формировать демократичес- | | соответствие программ по- | кую политическую культуру | | литических курсов как тен- | граждан, воспитывать инди- | | денциям социального про- | вида как гражданина своей | | гресса, так и реальным воз- | страны и как вообще “по- | | можностям и состоянию | литического человека” | | развития конкретного об- | | | щества | Функция политической | | Прогностическая функция | рефлексии призвана выра- | | призвана разрабатывать | батывать способность раци- | | желаемые и возможные ва- | онально-критически оцени- | | рианты развития полити- | вать политические процес- | | ческих процессов, учиты- | сы, свободно самоопреде- | | вая действие различных | ляться в политической | | факторов | жизни. | | | Таблица № 4 МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ Методы | На чем акцентируют | Как изучают политику | политологии | внимание | | Институци- | На функционировании и | Анализ официальных | ональный | взаимодействии политичес- | структур и формаль- | | ких институтов: права, госу- | ных правил принятия | | дарства, политических пар- | решений | | тий и движений и т.д. | | Историче- | На политических явлениях | Анализ изменений по- | ский | и процессах во времени и | литических норм, от- | | пространстве | ношений, институтов в | | | контексте связи прош- | | | лого, настоящего и бу- | | | дущего | Социологи- | На зависимости политики | Анализ политики как | ческий | от социальных факторов: | сферы целенаправлен- | | экономики, социальной | ных взаимодействий | | структуры, культуры и т.д. | социальных групп, | | | преследующих свои | | | интересы | Бихевио- | На личностном измерении | Анализ систематичес- | ристский | политики, поведении от- | ки наблюдаемого по- | | дельного человека | ведения индивида, воз- | | | можность измерения | | | его мотивации | Психологи- | На субъективных механиз- | Анализ индивидуаль- | ческий | мах политического поведе- | ных качеств, черт ха- | | ния: побуждения, желания, | рактера, бессознатель- | | страсти и т.д. | ных психических про- | | | цессов, влияющих на | | | политическое пове- | | | дение | Системный | На целостности политики и | Анализ характера вну- | | характере ее взаимоотноше- | тренних связей между | | ний с внешней средой | составляющими поли- | | | тику элементами | Таблица № 5 | | | | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | | | ПОЛИТОЛОГИИ | | Фундаментальные | | Прикладные | исследования | | исследования | | | | | | | | | - объективные условия, обеспечи- | | - динамика политических про- | вающие устойчивость общества в | | цессов и систем; | целом, политической системы в | | - разработка концепций и мето- | частности; | | дик современного государствен- | - диалектическое соотношение ко- | | ного управления; | личественных и качественных пере | | - процесс принятия политических | ходов и взаимопереходов в поли- | | решений на различных уровнях | тической жизни; | | управления; | - закономерности возникновения, | | - электоральный процесс,полити- | развития и совершенствования | | ческий менеджмент и маркетинг; | политической системы; | | - влияние политической культуры | - о степени, глубине и форме вме- | | на политические процессы и дея- | шательства политики в объектив- | | тельность людей; | тивный процесс развития госу- | | - содержание, направленность и | дарства и общества; | | эффективность политико-комму- | - диалектика взаимотоношений | | никационных процессов в об- | государства и гражданского об- | | ществе; | щества; | | - политологическая экспертиза | - тенденции развития политичес- | | социально - экономических и | кой культуры; | | иных программ развития; | - методология исследования поли- | | - тенденции политического учас- | тических систем, партий и орга- | | тия и др. | низаций, политического поведения | | | граждан; | | | - разработка нового типа научных | | | категорий и понятий и др. | | | | | | | | | | | | Тема 2. ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА . Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.
Таблица № 6 Участие в делах государства, | | Деятельность в сфере отношений | определение форм, задач, со- | | между большими социальными | держания его деятельности | | группами, связанная с регулиро- | | | ванием интересов путем исполь- | | | зования политической власти | | | | | | П О Л И Т И К А | | | Характеристика образа дей- | | Совокупность вопросов или | ствий, направленных на до- | | событий текущей государст- | стижение определенных це- | | венной или общественной | лей в отношениях людей | | жизни | между собой | | | | | | В истории - виды, намерения, цели и образ | действий правителей и их приближенных, | нередко искусно скрываемые ими | | Таблица № 7 | | | | СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ | | | | | | | | | | | | Политический интерес - первопричина, осознанный источ - | | | ник политического поведения | | | | | | | | | | | | | | | Политические отношения - взаимосвязи и взаимодействия | | | субъектов политики и власти | | | | | | | | | | | | | | | Политическая организация, отражающая роль институтов, | | | публичной власти как центров управления и регулирования | | | общественными процессами | | | | | | | | | | | | | | | Политическое сознание - ориентации либо на сохранение | | | данной политической системы, власти, либо на её | | | дестабили зацию и изменение | | | | | | | | | | | | | | | Политическая деятельность - активность, направленная на | | | изменение или сохранение существующих политических | | | отношений | | | | | | | | Таблица № 8 | | | | | | | | | | | | | | Политика - как деятельность. | | | Главное внимание уделяется | | | политической практике, де- | | | ятельности политических | | | институтов, отдельных социальных групп | Подходы | | | к | | Политика - как наука включае т | анализу | | в себя прежде всего теоретиче- | политики | | ские разработки, различного | как | | рода политические документы, | общественного | | методологические основы по- | явления | | литики | | | | | | | | | | | | | | | Политика - как искусство - | | | искусство управления, осуще- | | | ствления власти | | | | | | | | | | | | | Таблица № 9 | | Организованные действия социаль- | | | ных групп и представляющих их | | | учреждений власти по управлению | | | общественной жизнью | | | | | | | | | | | | Общественные отношения между | | | социальными группами и сообщест- | | | вами людей по поводу государст- | | | венной власти, её завоевания, удер- | | | жания и использования | | | | Политика | | | как | | | деятельность | | Научно обоснованную теорию, | охватывает | | ориентирующую политику, опре- | комплекс | | деляющую её цели, стратегию, так- | взаимосвязан- | | тику | ных явлений | | | и процессов | | | | | Политическую идеологию, совокуп- | | | ность идеологических ценностей и | | | норм | | | | | | | | | | | | Профессиональное политическое | | | руководство | | | | | | | | | | | | | Таблица № 10 | ПОЛИТИКА КАК НАУКА | Главная задача - моделирование, прогнозирование различных | аспектов политической деятельности, определение целей и | задач политики | | | | Наличие четкой теоретической основы | | | и следование ей на практике | | | | | | | | | Гибкость, умение находить политиче- | | | ские компромиссы с учетом изменчи- | | | вости политической ситуации | Принципы | | | | | | научной | | Умение и стремление перенимать опыт | | | у более опытного и сильного, в т.ч. и | политики | | идейного противника | | | | | | | | | Приоритет решения общих вопросов | | | перед частными | | | | | | | | | Соответствие форм, методов и средств | | | осуществления политики целям и зада- | | | чам | | Критерий научности политики - соответствие политической | линии (государства, партии) объективным законам общест- | венного развития | Таблица № 11 Умение разби- | | Умелый, творче- | | Умение работать | раться в полити- | | ский и критиче- | | с людьми, прислу- | ческой психоло- | | ский подход к | | шиваться к голосу | гии и политиче- | | подбору, расста- | | масс | ском поведении | | новке и воспита- | | | масс | | нию кадров | | | | | | | | Направление и | | | | Умение делать | регулирование | | ПОЛИТИКА | | выводы не только | деятельности | | КАК | | из успехов и по- | политических | | ИСКУССТВО | | бед, но и из не- | институтов | | | | удач, поражений | | | Определение форм, методов | Разработка и творческое про- | | и средств политической дея- | ведение в жизнь научно-обо- | | тельности с помощью кото- | снованной политики с опре- | | рых намеченные цели могут | делением ближайших и пер- | | быть достигнуты оптималь- | спективных целей | | ным образом | | | | Таблица № 12 | | Интеграция различных сфер общественной | | | жизни, обеспечение целостности и стабиль- | П | | ности общества | | | | | | | Ф О | | Выражение интересов социальных групп и | | | | слоев общества, отдельных граждан | | У | | | | Л | | | | Н | | Управление и руководство политическими | | | | и общественными процессами в интересах | | К И | | наиболее влиятельных слоев и групп населе- | | | | ния и (или) общества в целом | | Ц Т | | | | | | | | И | | Обнаружение и рассмотрение социально- | | И | | политических конфликтов, разрешение их | | И | | цивилизованными способами и методами | | | | | | К | | | | | | Социализация личности, включение её в | | | | сложный мир общественных отношений | | И | | | | | | | | | | Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 3. ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Таблица № 13 | Демократия (греч. demos - народ, kratos - власть) - народо- | | властие, форма правления государства, характеризующаяся | | признанием народа источником власти, равноправием | | граждан, выборностью основных органов государственной | | власти, соблюдением прав и свобод человека. | | | | ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ | | | | Признание в качестве источника власти народа или его | | определенной части | | Выборность представительных органов власти | | | | Постоянное влияние общества на государственную власть | | | | Равноправие граждан в смысле участия в политической | | жизни | | Соблюдение прав и свобод человека и гражданина | | | | Подчинение меньшинства большинству при принятии реше- | | ний и признание ценности мнений, интересов меньшинства | | Политический плюрализм | | | Таблица № 14 | | | Институты представительной и прямой демократии | | | | | | Органы законодательной, исполнительной | | и судебной власти | | | | Институт права | | | | Политические партии и другие | | общественно - политические организации | | | | | | Средства массовой информации | | | | | | Система местного самоуправления | | | | | | В многосоставных обществах - институт федерализма | | | Таблица № 15 | | | | | ПОЛИСНАЯ ДЕМОКРАТИЯ | | | | | | | Ч | | | | | Малые размеры государства по | | | территории и населению | | | | | | | Е | | | | | Прямое участие граждан в решении | | | государственных дел | | | | | | | Р | | | | | Большинство населения из демократии исключалось. | | | Участвовали лишь полноправные граждане. | | | | | | | Т | | | | | Организация политической жизни носила | | | монистический характер, отсутствовали | | | политические партии, общественные организации | | | | Ы | | | | | | | | Отсутствовало такое понятие, как индивидуальные | | | права и свободы человека | Таблица № 16 | | | | | ДЕМОКРАТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ | | | | | | | | | | | | Возникает институт представительства, | | | политический процесс получил возможность | Ч | | распространения на огромные территории | | | | | | | | | Ограничиваются возможности | | | прямого законотворчества населения | Е | | | | | | | | | | | Демократия стала приемлема в странах, имеющих | | | этническое, языковое, религиозное, имущественное | Р | | разнообразие населения | | | | | | | | | Значительное расширение круга лиц, | | | причастных к решению государственных дел | Т | | | | | | | | | | | Появляются политические организации, | | | партии, ассоциации | Ы | | | | | | | | | | | Расширяются индивидуальные права человека, | | | защищенные конституцией | | | | Таблица № 17 | | | | | СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ | | | | | | | | | Гражданские и политические права | | | предоставляются самому широкому | Ч | | кругу людей | | | | | | | | | Свободные, всеобщие выборы | | | | Е | | | | | Право баллотироваться на любую | | | государственную должность | | | | | | | Р | | | | | Право на оппозицию | | | | | | | | | | Т | | Контроль над правительственными решениями | | | | | | | | | Право критиковать правительство, режим, | | | идеологию, которая в данный момент | Ы | | является господствующей | | | | | | Право на автономную, независимую информацию | | | | | | | | | Право граждан создавать ассоциации, партии, | | | группы по интересам | | | | Таблица № 18 Таблица № 19 | П Р О Т И В О Р Е Ч И Я | | СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ В У К Р А И Н Е | | | | | | | | | | Между провозглашением Украины демократическим, | | социальным, правовым государством и существующими | | социально - экономическими, политическими, духовно- | | идеологическими предпосылками. | | | | | | | | Между конституционными правами человека и | | гражданина и социальной незащищенностью | | населения. | | | | | | Между политическими притязаниями управленческой | | элиты и ее интеллектуальным и профессиональным | | потенциалом. | | | | | | Между объективной потребностью демократизации | | общества и уровнем его гражданской | | зрелости. | | | | | | Между декларированным характером прямой и предста- | | вительной демократии и механизмом ее реализации, | | возможностью рядовых граждан быть избранными в | | органы государственной власти | | | Тема 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЛАСТИ Таблица № 20 Власть: | 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, | чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, пове- | дение и деятельность людей с помощью различного рода | средств - права, авторитета, воли, принуждения; | | 2) политическое господство над людьми; | | 3) система государственных органов; | | 4) лица, органы, облеченные соответствующими государствен- | ными, административными полномочиями. | СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ · суверенитет, что означает независимость и неделимость власти. · авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества; · волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять; · принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие); · всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.
Таблица № 21 | Ресурсы власти - средства, использование которых | | обеспечивает влияние на объект власти в соответствии | | с целями субъекта | | | | Экономические: | | - материальные ценности,необходимые для общественного | | производства и потребления; | | - деньги; | | - плодородные земли; | | - полезные ископаемые и т.п. | | | | | | Социально-политические: | | - численность населения, его качество; | | - социальное единство; | | - социальная стабильность и порядок; | | - демократизм общественных отношений; | | - участие населения в политике; | | - патриотизм гражданского общества и т.п. | | | | | | Морально-идеологические: | | - идеалы, интересы, убеждения людей; | | - идеология, вера, доверие, общественное настроение; | | - чувства (патриотические, национальные, религиозные), | | эмоции людей и т.п. | | | | Информационно-культурные: | | - знания и информация; | | - институты науки и образования; | | - язык; | | - пропаганда во всех её формах; | | - средства массовой информации и т.п. | | | | Силовые: | | - оружие и аппарат физического принуждения (армия, ми- | | лиция, службы безопасности, суд, прокуратура) | | : | | | | Таблица № 22 | | | | МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ | | | | Господство, т.е. подчинение одних социальных групп | | другим, что закрепляется в государственных нормативно- | | правовых актах | | | | | | | | Руководство, т.е. определение и законодательное закрепле- | | ние стратегии развития общества, политической системы, | | выбор средств осуществления основных задач и целей | | | | | | | | Управление и организация, т.е. принятие конкретных уп- | | равленческих решений, согласование, упорядочивание | | деятельности различных социальных групп,личностей,дей- | | ствий политических и неполитических организаций и уч- | | реждений | | | | | | Контроль как обратная связь, с помощью которой власть | | следит за тем, какие результаты имеют те или иные управ- | | ленческие решения | | | | | | | | | | | Таблица № 23 | Легитимность власти - соответствие власти законно установ- | | ленным нормам, а также основополагающим целям государств | | и общепринятым принципам и ценностям | | | | Типы легитимности власти | | | | | | | | | | Легальный - власть узаконена нормами права, основана на | | признанных обществом конституционных принципах государ- | | ства | | | | | | Идеологическая легитимность - власть признается обоснован- | | ной в силу внутренней убежденности или веры в правильности | | тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены | | | | | | Традиционная легитимность - власть признается легитимной, | | поскольку она действует по правилам, закрепленным в тради- | | циях, и соответствует традиционным ценностям масс | | | | | | Структурная легитимность - правомочность власти вытекает | | из убеждения в законности и ценности установленных струк- | | тур норм, регулирующих политические отношения | | | | | | Харизматическая легитимность - признание власти основывает | | ся на вере масс в особые способности политического лидера, | | вождя | | | | | | | Таблица № 24 | ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДДЕРЖАНИЯ | | ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ | | | | | | | | Совершенствование законодательства и государственного | | управления в соответствии с новыми требованиями | | | | | | | | Создание такой политической c истемы, легитимность которой | | основана на традициях населения, и потому не только более | | стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан | | | | | | Личные харизматические черты политического лидера | | | | | | | | | | Успешное осуществление государственной политики, поддер- | | жание законности и правопорядка | | | Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.
Таблица № 25 | СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | | Системный подход | | Структурно-функциональ- | | | ный подход | | | | С р е д а | | | Институциональная подсисте- | | | | | | ма - совокупность институтов, | “вход” “выход” | | связанных с функционировани | | | | | | | ем политической власти: госу- | Требо- | | Поли- | | Реше- | | дар ство, политическая инфра- | вания, | | тиче- | | ния и | | структура, СМИ, церковь | под- | | ская | | дейст- | | | держка | | сист-ма | | вия | | | | | | | | | Идеологическая подсистема - | Обратная связь | | политические идеи, взгляды, | | | | | | | представления, чувства участ- | С р е д а ников политической жизни об- Таблица № 26 | | | ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | | | | | | | | | | Определение целей, задач общества, выработка программ | | его жизнедеятельности | | | | | | | | | | | | | | Мобилизация ресурсов общества на достижение поставлен- | | ных целей | | | | | | | | | | | | | | | | Интеграция всех элементов общества вокруг общих | | социально-политических целей и ценностей | | | | | | | | | | | | Обеспечение внутренней и внешней безопасности и ста- | | бильности общества, его политического строя | | | | | | | | | | Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности | | | | | Таблица № 27 | | | ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ | | | | | | | | В структурном отношении: | | образуется новая система властных органов, формируется | | многопартийность, в то же время отсутствует целостность, | | единство и согласованность элементов политической сис - мы | | | | | | | | В плане регулирующих норм: | | принята новая Конституция Украины,создается новое законо- | | дательство, однако механизм реализации Конституции, зако- | | нодательных актов практически не работает или же работает неэффективно | | | | | | В смысле политических отношений: | | неустойчивость, конфликтность, противостояние политиче- | | ских интересов ряда социальных групп и слоев, неудовлетво- | | ренность большинства общества эффективностью деятельно- | | сти государственной власти | | | | | | По поводу идеологии: | | возник идеологический вакуум - разрушена социалистичес-кая идеология, ценности либеральной идеологии не воспри - | | нимаются большинством населения | | | | | | | | По форме государства и по политическому режиму: | | формируется смешанная президентско-парламентская форма | | правления, политический режим характеризуется превалиро- | | ванием авторитарных форм и средств правления | Тема 6. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА Таблица № 28 | ГОСУДАРСТВО | | Основной институт политической системы, организующий, | направляющий и контролирующий совместную деятельность | и отношения индивидов, общественных групп, классов. | | | | | Концепции происхождения | | Атрибуты | государства | | государства | | | | | | | - патриархальная | | - территория | - теократическая | | - население | - теория насилия | | - публичная власть | - общественный договор | | - суверенитет | - социально-экономическая | | - монополия на легальное | - психологическая | | применение силы | - антропологическая | | - исключительное право на | | | издание законов | | | - всеобщность | | | - право на взимание налогов | | | и сборов с населения | | | | | | | | | | ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА Таблица № 29 | | | | | | | | | | | Представи- | | а) аппарат | б) гражда- | | Исполнит.- | тельные ор- | | управ- | не | | распорядитель- | ганы (парла- | | ления | | | ные органы: | мент) | | | | | президент, | | | | | | премьер, | | | | | | правительство | Надзорно- | | | | | | контрольные | | | | | | органы | | | | | Судебная | | | | | система | | | | | | Органы | | | | Органы госу- | охраны об- | | Вооруженные | | дарственной | щественного | | силы | | безопасности | порядка | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Таблица № 30 По полити- | | По админи- | | По форме | | По соци- | ческому | | стративно- | | правления | | ально-клас- | режиму | | территори- | | | | совым от- | | | альному | | | | ношениям | | | устройству | | | | (К. Маркс) | | | | | Монархия: | | | тотали- | | | | - абсолют- | | рабовла- | тарное | | унитарное | | ная; | | дельческое | | | | | - консти- | | | | | | | туционная | | феодальное | | | | | | | | автори- | | федерация | | Республи- | | | тарное | | | | ка: | | буржуаз- | | | | | - президен- | | ное | | | | | тская: | | | демокра- | | конфедера- | | - парла- | | | тическое | | ция | | ментская; | | социали- | | | | | - смешан- | | стическое | | | | | ная | | | | | | | | | | Дополни- | тельно выде- | ляют: | стабильные и | нестабильные | государства | военные и | правовые го- | сударства | социальное | государство | Таблица № 31 | | | Правовое государство - государство, в котором | | функционирует режим конституционного правле- | | ния, существует развитая и непротиворечивая | | правовая система, обеспечивается реализация прав | | и свобод личности | | | | | | | | Верховенство права и закона | | | | | | | | | | | | Обеспечение гарантий прав и свобод граждан, | П | | высокий уровень защищенности личности | | | | Р | | | | | | И | | Взаимная ответственность гражданина | | | и государства | Н | | | | | | Ц | | | | | Разделение властей | И | | | | | | П | | | | | Равенство всех перед законом и судом | Ы | | | | | | | | | | | Самостоятельность, независимость суда, | | | подчиненного только закону | Таблица № 32 | | | Внутренние | | Внешние | | | | | | | | | | · законотворческая | | · обеспечение внешней бе- | | | зопасности и целостности | · экономическая | | государства, его независи- | (государство-предпринима- | | мости | тель, координирующий эко- | | | номический процесс) | | · сотрудничество с другими | | | государствами | · социальная | | | (организация социальной | | · участие в решении глобаль- | жизни) | | ных проблем | | | | · обеспечение правопорядка | | | | | | · защита существующего об- | | | щественного строя от внут- | | | ренних деструктивных сил | | | | | | · культурно-воспитательная, | | | пропагандистская | | | ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Таблица № 33 | Государство | C одержание : сфера реализации | общезначимых ин- | тересов социаль- | ных групп, классов, | этносов | | Средства конституция, власть, | реализации: принуждение, право | | Основа политические инсти- | государства: туты, органы власти, | лидеры, элита | | Политические силы: | партии, движения, группа дав- | ления, которые представляют | интересы граждан | | Гражданское общество | | Содержание: сфера реализации пов- | седневных интересов | индивидов | | Средства убеждение, правовые | реализации: и моральные нормы, | традиции, обычаи и т.д. | | Основа свободный индивид | гражданскос неотъемлемыми пра- | го общевами и неполитиче- | ства: ские организации | | Таблица 34 | | СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО | | | Понятие, воозникшее в послевоенной политической и общественной | теории для обозначения государства современного демократического | типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики | | | движение к | ослабление | предоставле- | сохранение | формирова- | утвержде- | социального | ние каждому | мира и со- | ние благо- | нию в обще- | неравенства | человеку ра- | гласия в об- | приятной для | стве со- | | боты или | ществе | человека | циальной | | иного источ- | | жизненной | справедли- | | ника суще- | | среды | вости | | ствования | | | | | | | | | | | | | | | | | | Тема 7 . ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.
Таблица № 35 | | | ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ | | | | Организация, т.е. относительно продолжительное | | во времени объединение людей . | | | | Существование устойчивых местных организаций, | | поддерживающих регулярные связи с национальным | | руководством . | | | | Цель партии - завоевание и осуществление власти . | | | | Стремление обеспечить себе поддержку народа с по- | | мощью выборов или других способов . | | | | Партия - носитель определенной идеологии, | | мировосприятия . | | | Таблица № 36 | | | ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | | | | | | Представительство интересов социальных | | групп и слоев общества . | | | | Борьба за обладание государственной властью, | | за политическое руководство или упрочение своего | | руководящего положения . | | Идеологическая | | ( а) деятельность, направленная на производство идей; | | ( б) политическая социализация личности) . | | | | Разработка и осуществление политического курса . | | | | | | Организаторская (деятельность по подбору, расстановке | | кадров в самой партии и в других государственных | | и общественных организациях) . | | | | Обеспечение связи масс с государственными структурами, | | институализация политического участия граждан . | | | | Интеграционная (сглаживание конфликтов, согласование | | интересов борющихся сил, политическая стабилизация | | общества) . | Таблица № 37 | | | КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | | УКРАИНЫ, КРИТЕРИЙ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ | | ОРИЕНТАЦИЯ. | | | | | | Национал - радикальные партии У к р а и н ы . | | - Социал - национальная партия Украины (Я.Андрушкив, | | Ю. Криворучко); | | - Украинская Национальная Ассамблея - Украинская Народ- | | ная Самооборона (О. Витович, Д. Корчинский); | | - Конгресс Украинских Националистов (Я. Стецько); | | - Украинская консервативно - республиканская партия | | ( С. Хмара). | | - Всеукраинское политическое объединение “Государст- | | венная самостийность Украины (Р.Коваль) и нек. др. | | Черты: - идеологическая основа - интегральный национа- | | лизм (доминанта национального интереса над какими - | | либо иными). | | - Государственное устройство - самостийное национальное | | унитарное, централизованное государство. | | - Экономическая платформа - разработана слабо, стремле- | | ние стать полностью и ни от кого независимыми, почти | | абсолютный экономический изоляционизм. | | - Внешняя политика - выход Украины из СНГ, ориентация | | на европейские страны, прежде всего Германию. | | | | | | Национал - демократические партии У к р а и н ы. | | - Народный Рух Украины (В.Черновил); | | - Демократическая партия Украины (В. Яворивский); | | - Украинская республиканская партия (Б. Ярошинский); | | - Христианско-демократическая партия Украины | | (В. Журавский); | | - Крестьянская демократическая партия Украины (С. Пла- | | чинда) и нек. др. | | Черты: - идеологическая основа - консерватизм с нацио- | | нальной спецификой; | | демократический национализм, что в понимании национал- | | демократов означает баланс интересов нации и личности, | | единство прав нации и прав человека. | | - Государственное устройство - унитарная децентрализован- | | ная Украина (выступают за расширение прав местного | | самоуправления); | | поддерживают идею сильной исполнительной вертикали; | | сторонники сильной армии. | | - Экономическая платформа - выступают за радикальное | | реформирование экономики, за форсированную, преимуще- | | ственно бесплатную приватизацию, признание частной соб- | | ственности на землю, развитие фермерства, предприни- | | мательства. | | - Внешняя политика - выходУкраины из СНГ, ориентация на | | 2-х сторонние отношения с Россией, вхождение в | | европейские структуры, в НАТО. | | | | | | Центристские партии и объединения либерально- | | -демократической направленности . | | - Либерально - демократическая партия Украины (В.Климчук) | | - Либеральная партия Украины (В. Щербань); | | - Межрегиональный блок реформ ( В. Гринев); | | - Народно - демократическая партия Украины (А.Матвиенко); | | - Конституционно-демократическая партия (В. Золотарев) | | и нек. Др. | | Черты:- идеологическая основа - либерализм. | | -Государственное устройство - президентско-парламентская | | республика с эффективной законодательной, исполнитель- | | ной и судебной властью. | | -Экономическая платформа - ускоренная рыночная транс- | | формация экономики, разгосударствление, приватизация. | | - Внешняя политика - вхождение Украины в европейские | | структуры, укрепление СНГ. | | | | | | Социал-демократические партии У к р а и н ы. | | - Социал - демократическая партия Украины (объединенная) | | - В.Онопенко | | - Социал - демократическая партия Украины (Н. Буздуган); | | - Партия труда (В. Ландык); | | - Гражданский конгресс Украины (А. Базилюк); | | -партия Славянского единства Украины (П. Баукин) и нек.др | | | | Черты:- идеологическая основа - социальная демократия | | (приоритет прав человека; разделение властей; привержен- | | ность политической, экономической, социальной демокра- | | тии; социальная справедливость); | | - Государственное устройство - разброс мнений: | | административная автономия - СДПУ; | | федерально-земельное устройство - ГКУ. | | - Экономическая платформа - выступают за социально ори- | | ентированную экономику; | | за сочетание рынка с государственным регулированием. | | - Внешняя политика - вхождение Украины в европейские | | структуры, укрепление СНГ; | | ПСЕУ выступает за объединение Украины, России и Бе- | | лорусии. | | | | | | Социалистические и коммунистические | | партии У к р а и н ы. | | - Селянская партия Украины (С. Довгань); | | - Социалистическая партия Украины (А. Мороз); | | - Прогрессивная социалистическая партия Украины | | (Н. Витренко и В. Марченко); | | - Коммунистическая партия Украины (П. Симоненко) | | - Объединение “Трудовая Украина” и нек. др. | | Черты: идеологическая основа - марксизм - ленинизм, но | | разные партии отдают предпочтение разным его сторонам. | | - Государственное устройство - унитарное государство с | | широкими правами местного самоуправления; против пре- | | зиденсткой формы правления; коммунисты выступают за | | обновленный союз народов. | | - Экономическая платформа - большинство левых призна- | | ют рыночную экономику, но подчеркивают, что рынок | | должен быть цивилизованным, частная собственность - | | трудовой, государственный сектор - приоритетным; высту- | | пают против частной собственности на землю. | | - Внешняя политика - укрепление СНГ, тесное сотрудни- | | чество со славянскими народами. | | | | | | | | | Таблица № 38 | | | ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | | У К Р А И Н Ы . | | | | | | | | По критерию политического опыта - практически все | | партии находятся в процессе становления и не имеют | | политического опыта . | | | | | | | | По критерию численности - большинство партий малочис- | | ленны, сравнительно многочисленны - КПУ, СПУ, УРП, | | СДПУ, УХДП, РУХ и нек. др. | | | | | | По критерию программных целей и установок - а) многие | | партии имеют сходные программы, стоят на позициях возрож- | | дения национального украинского государства; б) у части пар- | | тий отсутствуют четкие позитивные программы, до конца ос- | | мысленные и сформулированные идеологические концепции. | | | | | | | | По критерию идеологии - в Украине есть партии всего спектра. | | Левый фланг представлен КПУ, СПУ, Сел ПУ и нек. др., | | правый -Конгрессом Украинских Националистов, Консерватив - нореспубликанской партией, Украинской Национальной Ассам - блеей - Украинской Народной Самообороной, РУХом | | | | | | По организационному критерию - большинство партий | | являются промежуточными между централизованными и | | децентрализованными. | | | | | | | | По влиянию в обществе - усталость граждан от проводимой | | политики, разочарование в способности партий выразить и | | защищать социальные интересы масс, малочисленность партий, | | отсутствие в них ярких лидеров приводят к тому, что партии | | маловлиятельны в украинском обществе. | | | Тема 9. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Таблица № 44 | | | | | | | Социальный | | Политическая | | Характер | | Интеллект | опыт | | направлен- | | | | | | | ность | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Социальная подструктура | | Психологическая подстуктура | | | | | Личность - политический субъект | | | | | | | | биологичес- | | духовная подструктура | кая | | | подструктура | | | | | | | | | | | | | темперамент | | образован- | | культура | | нравст- | | | ность | | | | венность | | | | | | | | | | | | | | | Реализация человеком своей политической сущности связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.
Таблица 45 | | | | | ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ | | ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | | | НА ВКЛЮЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ВЛИЯЮТ: Таблица № 46 Уровень научности политического сознания и зрелость политической | культуры, благодаря чему человек имеет определенное представление о | власти и путях влияния на нее, осознает свое место как субъекта полити- | ческого процесса. | | | | | Сформированность интереса и потребности как важнейших стимулов | политической деятельности, реализации гражданских прав, свобод и обя- | занностей. | | | | | Приобретение навыков политической деятельности, что позволяет | анализировать политическую ситуацию, избирать наиболее целесообраз- | ные формы и методы политического участия . | | | | | Эмоционально-волевые качества, создающие определенный настрой, | придающие поведению устремленность к достижению цели, способст - вую щие проявлению гражданского долга и мужества . | Таблица № 47 | ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ | ЛИЧНОСТИ | | | | 1) Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни; б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”. 2) Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.). 3) Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней. 4) Личность пассивная к политике. 5) Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике.
Таблица № 48 Политическое лидерство - личностная способность влиять | на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и | психологических взаимоотношений и ориентаций в | группе, организации, обществе . | | | | СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА | | | | | | | | | “Теория черт”. Лидерство - феномен, порождаемый | | | особыми чертами лидера (ум, волевые качества, | | | энергия и т.д. ) . | | | | | | | | | “Ситуативная теория”. Лидерство - функция ситуации, | | | сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, от- | | | дается предпочтение условиям, принижается активность | | | личности. | | | | | | | | | Психологические концепции (напр. По З.Фрейду) в основе | | | лидерства лежит преимущественно бессознательное | | | влечение сексуального характера. | | | | | | | | | Теория конституентов.
|
|