Курсовые работы, рефераты бесплатно скачать!
Литература, Лингвистика
Компьютеры и периферийные устройства
Философия
Менеджмент (Теория управления и организации)
Бухгалтерский учет
География, Экономическая география
Международные экономические и валютно-кредитные отношения
Технология
Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика
Психология, Общение, Человек
Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Культурология
Военное дело
Транспорт
Охрана природы, Экология, Природопользование
Музыка
Программное обеспечение
История
Уголовный процесс
Математика
Маркетинг, товароведение, реклама
Геология
Финансовое право
Политология, Политистория
Биология
Сельское хозяйство
Медицина
Химия
Криминалистика и криминология
Техника
Трудовое право
Социология
Теория систем управления
Физика
Искусство, Культура, Литература
Космонавтика
Физкультура и Спорт
Историческая личность
История отечественного государства и права
Искусство
Астрономия
Гражданское право
Здоровье
Радиоэлектроника
Военная кафедра
Право
Уголовное право
Уголовное и уголовно-исполнительное право
История экономических учений
Педагогика
Программирование, Базы данных
Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство
Правоохранительные органы
Религия
Налоговое право
Разное
Прокурорский надзор
Нотариат
Международное частное право
Компьютеры, Программирование
Биржевое дело
Банковское дело и кредитование
Архитектура
Ветеринария
Компьютерные сети
Юридическая психология
Подобные работы
Личность преступника и особенности формирования девиантного поведения
echo "Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди, гражданские и военные, умные и не очень, за что они в качестве правонарушителей подозреваются, становятся объектами операти
Криминалистическое учение о следах
echo "Поскольку закономерности идеального отображения изучаются психологией, то мы на них останавливаться не будем. Закономерности существования и возникновения следов являются частным случаем общих
Криминалистическое исследование следов ног человека на месте происшествия
echo "Требования, предъявляемые к упаковке предметов со следами. Описание следов обуви в протоколе ОМП. 6. Опpеделение анатомических и функциональных пpизнаков человека, оставившего следы ног. Литер
Криминологическая характеристика и предупреждение негативных социальных явлений, связанных с преступностью
echo "Обращаю внимание еще и на то, что с 1988 года в стране каждый состоящий на учете наркоман 2 раза в год обследуется на предмет инфицированности ВИЧ (СПИД). Из около 400 тысяч таких обследований д
Теория криминологии
echo "Рассмотрим некоторые из них (биологические теории): - Теории, изучающие физическую конституцию и эндокринологию. Они являются ярким примером когда-то выдвинутых теорий, не подтвержденных практик
Преступность и методика ее изучения
echo "Заключение (5 минут ).................................................стр. Л И Т Е Р А Т У Р А : Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94; Криминология, М., Юр
Причины и условия преступлений, совершаемых военнослужащими и общие вопросы предупреждения правонарушений в пограничных войсках
echo "Именно поэтому мы остановимся лишь на наиболее важном аспекте профилактики преступлений военнослужащих - проблеме корыстно-насильственных преступлений и правонарушений, получивших широкую извест
Криминалистическое оружиеведение
echo "Основы криминалистического исследования самодельных взрывных устройств. М.: 1991. 3. Справочник следователя т.2 - М.,1990. 4. Решение коллегии МВД РФ от 18.05.94 N 3 КМ/1, утвержденное приказом
Преступность и методика ее изученияЗаключение (5 минут ).................................................стр. Л И Т Е Р А Т У Р А : Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94; Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158; Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-333; Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980, с.с.27-51; Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”, 1985, с.с.39-42. Учебно-материальное обеспечение: - трибуна лектора; - фондовая лекция; - схемы. В в е д е н и е. Преступность, как известно, социальное явление, сопровождающее человечество столько времени, сколько существует само общество... Криминология - наука, изучающая (обобщенно говоря) преступность... Явлению (преступности) столько веков, сколько существует человечество. Науке - немногим более века. Это наводит на вполне оправданный вопрос. Почему... Может сложиться впечатление, что люди не волновались от того, что существуют убийства, грабежи, изнасилования, воровство и т.д. Но это только впечатление. Люди всегда жили и живут в страхе перед преступностью. Они всегда задавались вопросом - откуда она и как с ней бороться. Общественная и государственная практика вырабатывала и вырабатывает формы, методы и средства борьбы с ней. Иногда эта практика применялась успешно и достигались положительные результаты, чаще - нет. В борьбе с преступностью ставились либо общие, либо частные задачи. Они в свою очередь либо реализовывались, либо нет. И тогда поражения были весьма чувствительными. Чаще ведется (и это в большей части относится к практикам) борьба с носителями “зла”, конкретными людьми, совершающими преступления, преступниками. Ученых-криминологов наше нетерпеливое общество слушать не очень любит, и, в основном, за то, что им приходится говорить неприятные вещи и естественно у тех, кто стоит у власти этого общества это вызывает раздражение. Что касается нашей страны (об этом подробно дается в учебнике), то криминологическая наука всегда была подвержена идеологическому прессу, часто связанному с тем, что желаемое выдавалось за действительное. Перед обществом и государством ставились несбыточные, нереальные задачи в борьбе с преступностью, а, проваливаясь на этом пути, идеологи и теоретики довольно неуклюже оправдывались. Долгий научный путь осмысления проблемы преступности обязывает констатировать, что преступность есть явление присущее любой социально-экономической и политической системе, и в каждой из них, помимо общих для преступности “вечных” причин, есть свои, проистекающие из конкретно-исторических, экономических, политических, социальных и иных (в том числе индивидуальных для человека) условий жизни общества и его противоречий причины. И ни “консерваторы”, ни радикалы, ни сторонники марксизма-ленинизма, ни его противники этого порядка вещей изменить не могут, если даже захотят. Реальности жизни нужно видеть такими, какие они есть. Эта точка зрения не поддерживается многими отечественными учеными, в т.ч. и авторами Вашего учебника, но в том определении преступности, которое они дают, это не просматривается. Итак, перейдем к непосредственному рассмотрению проблемы... Вопрос 1. Преступность и ее основные характеристики. Естественно, что Вы сразу ждете от меня стройной дефиниции, но я ее дать не могу. Изучая криминологию, мне довелось пересмотреть большое количество специальной литературы, и практически каждый автор видит ее по-своему. Нашей лекции не хватит, чтобы прочитать даже часть из них. Позволю себе привести лишь начало некоторых из них: “совокупность преступлений...”; “общественное явление... '; социальное и исторически-обусловленное явление...”; к понятию “явление” применяется немыслимое число определений (массовое, исторически-изменчивое, социальное, уголовное, классового характера и т.д.); “совокупность деяний...”; “комплекс социально-обусловленных деяний... '; 'социальный процесс...”; “способ достижения социальных благ и власти...”; “боль...”; “зло...”; “побочный продукт цивилизации...”; “показатель социальной патологии...”; “результат влияния окружающей среды...”; “разновидность нравственного помешательства...” и “ явление столь же естественное, как рождение, смерть, зачатие...' Точкой отсчета в настоящее время для нас будет Федеральная программа России по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы, которая использует традиционное для нашей криминологической науки определение, понимающее преступность, как “социально-правовое, относительно массовое явление, включающее совокупность запрещенных уголовным законом общественно-опасных деяний, совершенных в течении определенного периода времени на конкретной территории” С этим определением можно соглашаться или не соглашаться, но значение понимания самого явления “преступность' имеет научное и прикладное значение. В зависимости от подхода к пониманию феномена преступности определяются: -предмет науки криминологии; -направления и методика криминологических и межотраслевых исследований преступности; -структура преступности; -понятия состояния и динамики преступности; -характер и виды взаимосвязей компонентов преступности; -взаимосвязи преступности с другими социальными явлениями, с обществом в целом; -круг явлений, которые могут быть отнесены к причинам и условиям преступности; -характер и направленность государственного и общественного воздействия на преступность, ее причины и условия; - подходы к прогнозированию преступности. В Вашем учебнике преступность характеризуется тремя основными показателями: уровнем, структурой и динамикой. Уровень преступности является количественной характеристикой, измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах преступности. Официальная статистика использует два показателя: количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и по данным о судимости. Их представляют соответственно МВД и прокуратура, а о судимости - органы юстиции. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что практиками для количественной характеристики преступности часто употребляется сочетание двух терминов: “состояние и уровень преступности”. Это соответственно: - число совершенных преступлений и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенное время. По территориальному признаку состояние преступности военнослужащих в пограничном округе, например, может быть представлено как совокупность отрядных показателей (или показателей совокупности преступлений и лиц, их совершивших на пограничных заставах и КПП). По временному признаку состояние может определяться за месяц, квартал, полугодие, год и т.д.; - уровень исчисляется из количества преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное число жителей, например, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уровень преступности в данном толковании и называется коэффициентом преступности. Он рассчитывается по формуле: К = П умноженное на 1 000 (10 000 или 100 000) и разделенное на Н, где К - коэффициент преступности, П - число преступлений и Н - численность населения (в целом или в возрасте от 14 лет и старше). Коэффициенты позволяют сравнивать интенсивность преступности в разных административно-территориальных единицах с различной численностью населения, а также в разные периоды в одном и том же районе, области с учетом изменения численности населения. Задачи уголовной статистики разнообразны и многочисленны, но основные моменты можно свести к следующим четырем положениям: - официальная уголовная статистика представляет собой совокупный отчет о деятельности официальных инстанций - правоохранительных органов и служит основой для принятия решений властями о выделении государственных средств и распределении людских ресурсов; - уголовная статистика - исследовательский инструмент, который служит основой для выводов о том, какие группы населения и какие регионы государства серьезнее других поражены преступностью; - с помощью уголовной статистики население узнает о том, на сколько велика вероятность оказаться жертвой преступления или, напротив, снимает страх перед преступлениями и последнее - уголовная статистика позволяет решать задачи контроля, управления и планирования действий законодателей и уполномоченных на борьбу с преступностью государственных органов. Американскими криминологами еще в 1967 году предложена схема “уголовной статистики”, которой пользуются и в Европе. Она получила название - эффект “воронки' (рисунок): Преступления, ставшие известными жертве или третьим лицам Преступления, ставшие известными правоохранительным органам Подозреваемые Условно-осужденные Осужденные Заключенные Как специалисты с юридическим образованием Вы должны иметь представление о той терминологии и видах статистических учетов, которые употребляются и в других странах. Уголовная статистика в Европе была введена сравнительно недавно. Во Франции первая уголовно-судебная статистика ведется с 1827 года. В ней принято деление уголовно-наказуемых деяний на преступления (crimes), проступки (delits) и нарушения (contraventions) и для каждой из этих категорий существуют свои виды наказания и свои суды. Единая германская уголовно-судебная статистическая служба появилась в 1882 году, хотя некоторые немецкие княжества вели свою уголовную статистику (в Баварии - 1803 год, в Бадене - 1809 год). Для количественной характеристики преступности немцы используют термин - масштабы преступности. В США первый сборник о судебной статистике вышел в 1829 году в штате Нью-Йорк, а с 1929 года ФБР США регулярно публикует “Сводные отчеты о преступности”, дающие данные по восьми индексным преступлениям: убийство, изнасилование, нападение с отягчающими обстоятельствами, берглери (насильственное вторжение в ночное время в чужое жилище с намерением ограбления), ограбление, хищение имущества стоимостью более 50 $ и угон автомашин. В последнее время на страницах криминологической литературы возникает такая проблема, частично решаемая, но имеющая много нерешенных вопросов, как Международная уголовная статистика. Первым, кто провел в 1828 году сравнение между некоторыми показателями преступности ряда европейских стран и США был Николаус Генрих Юлиус. Затем криминологи называют работу Андре-Мишеля Герри, в которой сравнивалась преступность Англии и Франции (1864 год). Две мировые войны серьезно помешали дальнейшей совместной работе криминологов. Лишь в 1954 году составлением международной уголовной статистики начала заниматься Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Ее данные специалистами подвергались сомнениям и в 1950 году проблемой международных уголовно-статистических сопоставлений заинтересовалась ООН. Свой первый всемирный учет преступности она провела в 1977 году. Европейский совет занимается составлением своих данных с 1963 года. Но до сих пор главной проблемой остается вопрос о том, каким инструментом для измерения международных уголовно-статистических данных и их сопоставления необходимо пользоваться, т.е. проблема в методике изучения преступности, которая в каждой стране своя. Например, польские юристы пользуются при определении количественных характеристик преступности таким понятием, как величина преступности, под которой понимается удельный вес преступных деяний в совокупной деятельности членов общества. Этот удельный вес различен в зависимости от того, какая преступность подвергается анализу. Польские ученые используют следующие определения: - фактическая преступности (Фп) - совокупность преступных деяний, совершенных в определенный момент в определенном месте. Эта характеристика никогда не выражается в конкретном исчислении, т.е. она условна из-за проблемы латентности; - выявленная преступность (Пв) - совокупность преступных деяний, информация о которых поступила в органы уголовного преследования, начавшие в связи с этим предварительное расследование (ее иногда называют предполагаемой); - установленная преступность (Пу) - совокупность деяний, преступный характер которых установлен предварительным расследованием. Статистика преступности в этой стране подразделяется на официальную (уголовную) и криминологическую. Первая в свою очередь делится на: милицейско-прокурорскую, судебную и пенитенциарную. Криминологическая статистика включает в себя изучение функционирования и эффективности уголовно-правовых мер, норм и институтов, а также деятельность органов, призванных вести борьбу с преступностью. Следующим, после уровня преступности называется такой ее показатель, как структура преступности. Этот показатель раскрывает ее (преступности) внутреннее содержание, соотношение групп или отдельных видов преступлений в общем их числе за определенный период времени на определенной территории, выделенных по разнообразным группировочным признакам: уголовно-правовым, криминологическим, социально-демографическим и др. От того, какова структура преступности, должно зависеть и “направление главного удара” в борьбе с ней. Показатель структуры определяет удельный вес (долю) тех или иных преступлений (либо преступников), которые называют видами преступности, в общей совокупности преступлений (преступников), взятых за 100%. В учебнике (стр. 69) перечислены основные показатели структуры преступности. На самостоятельной работе Вы сами их законспектируете. Назову лишь некоторые из них: соотношение особо тяжких, тяжких, менее тяжких и не представляющих большой общественной опасности; соотношение умышленных и неосторожных преступлений и т.д. Особо хотелось бы выделить несколько показателей структуры преступности, таких, как ее 'география”, “экология” и “топография”. Если раскрывать только эти понятия полностью, то необходимо на каждое из них по лекции. Мне придется лишь кратко охарактеризовать каждое из них. География преступности занимается проблемами пространственно-временного распределения девиантности, делинквентности и преступности (места преступлений, места жительства преступников) в мире, частях света, государствах, городах и в сельской местности (например, в районах, граничащих с бывшими республиками СССР и пр.). Она изучает также проблемы наличия чувства безопасности (вопрос о страхе населения перед преступностью, отношение к уголовной юстиции, риска стать жертвой преступления). Она выясняет также влияние социальной структуры того или иного района на уровень и характер преступности, устанавливает пределы и направления перемещений преступников (от места жительства к месту преступления и обратно), изучает региональные различия в реакциях на преступность. В отличие от этого экология преступности исследует взаимодействие среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира, структуры строительства - с одной стороны, и человеческих переживаний (виктимизация - страх перед преступностью) и преступного поведения - с другой. Топография преступности сосредотачивается на анализе мест преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, и в магазинах, и в гостиницах, и в больницах. К сожалению, в нашей стране о серьезных исследованиях в области этих категорий даже мечтать не приходится. Как Вы поняли “структура преступности” отвечает на вопрос: “Из чего состоит преступность?” Д.ю.н. В.Клочков и к.ю.н. О.Проистанская в Юридической газете, № 28 за 1995 год опубликовали статью “Структура преступности”, в которой они представили свое видение этого вопроса следующим образом: структуру преступности составляют кроме преступлений и видов преступности, ряд компонентов преступности (элементов и видов), взаимосвязи между ними. Элементы преступности подразделяются на основные и не основные. Основными являются элементы преступности, которые образуют основу структуры видовых подсистем преступности. Не основные элементы выполняют вспомогательную (в сравнении с основными элементами) роль в функционировании преступности. К основным элементам преступности относятся преступные: деятельность, лица, объединения, сознание, нормы, отношения. К не основным: способы общения, фольклор, технику, навыки, ритуалы, опозновательно-знаковые атрибуты. Элементы преступности образуют “вертикальный срез” ее структуры. “Горизонтальный срез” состоит из подсистем (частей преступности), которые можно назвать видами преступности. Причем авторы отличают их от видов преступной разновидности криминальной деятельности (преступлений), классифицируемых по разным основаниям. Виды преступности как компоненты ее структуры состоят из большинства или части названных выше элементов преступности. (Преступную деятельность авторы этой статьи делят на “криминальную”, представляющую собой совокупность поведенческих актов, нарушающих уголовно-правовые запреты (преступлений), и “некриминальную”. Она в свою очередь состоит из совокупности поведенческих актов, которые не нарушают действующие нормы уголовного права, но органически связаны с криминальной деятельностью. Более подробно Вы можете об этом прочитать в статье. В общем же сказанное сводится в следующей таблице - “Компонентная структура преступности” Элементы Виды преступности преступности
Учебно-материальное обеспечение : - схемы - технические средства обучения Литература для самостоятельной работы курсантов по теме лекции: Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94; Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158; Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-333; Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980, с.с.27-51; Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”, 1985, с.с.39-42. Учебные вопросы и расчет времени:
Учебные и воспитательные цели : 1. Закрепить у курсантов знания о качественно-количественных характеристиках преступности и ее детерминантах. 2.Воспитывать у обучаемых способности и желания к творческому, исследовательскому подходу в изучении криминологии. Время: 2 часа. Место: аудитория УПоГЗ Учебно-материальное обеспечение : - схемы - технические средства обучения Литература для самостоятельной работы курсантов по подготовке к занятию (семинару): Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94; Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158; Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-333; Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980, с.с.27-51; Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”, 1985, с.с.39-42. Учебные вопросы и расчет времени :
Организационно-методические указания по занятию : лекция должна соответствовать следующим требованиям: - по содержанию (научность, актуальность, современность, последовательность, полнота и точность изложения, доходчивость, образность, творческий и воспитывающий характер, необходимая информационная емкость); - по методике (используя правильность и выразительность речи привлекать внимание и интерес аудитории, применять схемы и т.д.); Функции, реализуемые в лекции: образовательная, воспитательная и организационная. Руководства и пособия : Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94; Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158; Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-333; Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980, с.с.27-51; Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”, 1985, с.с.39-42. Материальное обеспечение занятия : фондовая лекция, трибуна лектора. Справочные материалы (приложения): схемы: - показатели преступности; - классификация причин и условий преступности. ХОД ЗАНЯТИЯ : ______________________________________________________________ Учебные вопросы и время Действия руководителя Примечания ______________________________________________________________________________ _______1______________________________2________________3______ Проверка готовности кур - Принять доклад и устасантов к занятиям новить рабочую атмос- 5 минут. феру на лекции. Организация занятия Довести план лекции, 5 минут. учебную цель, ее место в в курсе учебной дисциплины. Учебные вопросы : 1. Преступность и ее основные характеристики - 45 минут. ( Научное и приладное значение понимания явления и многообразие научных дефиниций“преступности”.Показатели преступности: - уровень - количественная характеристика преступности (состояние и уровень преступности); расчет коэффициента преступности; показатели, используемые уголовной статистикой и ее задачи; особенности уголовной статистики в зарубежных странах и специальных междунардных организаций; криминологическая статистика; - структура преступности - ее качественно-количественный показатель;” география”, “экология” и “топография” преступности; “компонентная структура преступности”; - динамика преступности и ее анализ (его цели); проблема “латентности”; группы латентных преступлений;факторы, влияющие на существование и величину латентности; - последствия преступности - один из показателей, характеризующих преступность (“цена преступности”); экономические, социальные и иные последствия; ущерб или издержки. 2. Причины и условия преступности - 30 минут. Значение понимания причин и условий преступности в правоохранительной деятельности. Понятие детерминант преступности в соответствии с философской теорией причинности; ее выражение в: объективном характере; взаимодействии с другими явлениями; неравнозначности и равноценности явлений; отличии причинной связи от других видов связи; сложности, многоступенчатом и иерархичном характере; том, что причина порождает следствие, а условие этому лишь способствует; относительности деления явлений на причины и условия (проблема разграничения причин и условий преступности). Многообразие причин и условий преступности, их классификация: -по уровню действия (1. Причины и условия преступности в целом, различных групп и отдельных видов преступлений; 2. на уровне всего общества, отдельных его социальных групп и на уровне отдельного индивида); - по содержанию ( политические, экономические, идеологические, социально-психологические, организационно-управленческие); - объективные и субъективные причины; - по направленности, механизму действия (классификация условий на формирующие и способствующие); по временной и пространственной распространенности (постоянные и временные, на какой территории). преподаватель излагает учебный материал по плану, руководит работой слушателей по конспектированию, осуществляет контроль за временем, стиль данной лекции рационально-эмоциональный. Разбор занятия 5 минут Итог основной части, вывод по теме, ответы на вопросы обучаемых, задание на самостоятельную работу по подготовке к семинару. ЗАНЯТИЕ 2. Семинар (тематический семинар-беседа) Учебная цель: 1. Закрепить у курсантов знания о качественно-количественных характеристиках преступности и ее детерминантах. Время: 2 часа. Место : лекционный зал. Метод : беседа, обсуждение. Учебные вопросы : 1. Понятие преступности. 2. Основные показатели преступности. 3.Причины и условия преступности, их классификация. Организационно-методические указания по занятию : Во время занятия важно расширить, закрепить и углубить знания курсантов, проверить и оценить их. Функции данного занятия - обучающая, воспитывающая и развивающая. Руководства и пособия : Учебники: Криминология. М., Изд. Московского университета, 1994, с.с.40-94; Криминология, М., Юридическая литература, 1988, с.с.17-46, 63-85, 112-158; Аванесов Г.А. Криминология, М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.155-247,286-333; Учебное пособие: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., Академия МВД СССР, 1980, с.с.27-51; Статьи: Резник Г.М. Криминологическая типология преступности. Сб. статей “Криминология и уголовная политика”, М., Институт государства и права”, 1985, с.с.39-42. Справочные материалы (приложения): - схемы: - показатели преступности; - классификация причин и условий преступности. ХОД ЗАНЯТИЯ : ______________________________________________________________ Учебные вопросы и время Действия руководителя Примечания ______________________________________________________________________________ _______1______________________________2________________3______ Проверка готовности кур - Принимается доклад о готовсантов к занятиям ности УПогЗ к занятию, про- 5 минут. веряется наличие личного состава и необходимой литературы. Организация занятия Доводится план семинара, учеб- 5 минут. ная цель и порядок работы. Учебные вопросы : 1. Понятие преступности - 15 минут Научное и приладное значение понимания явления и многообразие научных дефиниций“преступности”. 2. Основные показатели преступности - 30 минут. Показатели преступности: - уровень - количественная характеристика преступности (состояние и уровень преступности); расчет коэффициента преступности; показатели, используемые уголовной статистикой и ее задачи; особенности уголовной статистики в зарубежных странах и специальных междунардных организаций; криминологическая статистика; - структура преступности - ее качественно-количественный показатель;” география”, “экология” и “топография” преступности; “компонентная структура преступности”; - динамика преступности и ее анализ (его цели); проблема “латентности”; группы латентных преступлений;факторы, влияющие на существование и величину латентности; - последствия преступности - один из показателей, характеризующих преступность (“цена преступности”); экономические, социальные и иные последствия; ущерб или издержки. 3.Причины и условия преступности, их классификация - 25 минут. Значение понимания причин и условий преступности в правоохранительной деятельности. Понятие детерминант преступности в соответствии с философской теорией причинности; ее выражение в: объективном характере; взаимодействии с другими явлениями; неравнозначности и равноценности явлений; отличии причинной связи от других видов связи; сложности, многоступенчатом и иерархичном характере; том, что причина порождает следствие, а условие этому лишь способствует; относительности деления явлений на причины и условия (проблема разграничения причин и условий преступности). Многообразие причин и условий преступности, их классификация: -по уровню действия (1. Причины и условия преступности в целом, различных групп и отдельных видов преступлений; 2. на уровне всего общества, отдельных его социальных групп и на уровне отдельного индивида); - по содержанию ( политические, экономические, идеологические, социально-психологические, организационно-управленческие); - объективные и субъективные причины; - по направленности, механизму действия (классификация условий на формирующие и способствующие); по временной и пространственной распространенности (постоянные и временные, на какой территории). преподаватель в ходе занятия следит за временем, правильностью речи и содержанием ответов курсантов, учит их творчески мыслить, рассуждать, дискутировать. Разбор занятия 10 мин. Преподаватель подводит итоги занятия, выставляет оценки,), проверяет наличие литературы, взятой из библиотеки; объявляет курсантам, что следующее занятие - лекция по теме №4 “Криминогенная обстановка в России” и предлагает почитать специальные статьи в газетах и журналах, характеризующие отдельные вопросы предложенной темы. Заместитель начальника кафедры УПД кандидат юридических наук майор юстиции Л.Тарасенко “____”сентября 1995г. |